Рабочая программа воспитания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петряксинский детский сад
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогичеким советом
приказом
МБДОУ Петряксинский детский сад
МБДОУ Петряксинский детский сад
(протокол от 28.08.2013№1)
от 28.08.2023г № 84

Выписка
из образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ Петряксинский детский сад
2.12.Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка(п.29.1.ФОП ДО)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (п.29.2.ФОП ДО)
1.1. Цель и задачи воспитания
1.1.1. Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка с
учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
1.1.2. Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей
совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка,
его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
1.2. Направления воспитания
1.2.1. Патриотическое воспитание(п.29.2.2 ФОП ДО)
Цель патриотического воспитания - содействовать формированию у ребёнка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него
нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России,
своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский
патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и её уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду,
семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи,
малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее,
уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные
каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка,
опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного
пункта, района, края, Отчизны в целом).
1.2.2. Духовно-нравственное воспитание
Цельдуховно-нравственного воспитания - формирование способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному
поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
1.2.3. Социальное воспитание
Цель социального воспитания - формирование ценностного отношения детей к
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими
людьми.
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам,
нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей.
Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется
личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в
своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное
нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.
1.2.4. Познавательное воспитание
Цель познавательного воспитания - формирование ценности познания.
Ценность - познание лежит в основе познавательного воспитания.
В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка.
Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и
деформирует личностное развитие ребёнка.

Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
1.2.5. Физическое и оздоровительное воспитание
Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими
навыками и правилами безопасности.
Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Физическое и оздоровительное воспитание основано на идее охраны и укрепления
здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального
благополучия человека.
1.2.6. Трудовое воспитание
Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Трудовое воспитание направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный
труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда.
Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.
1.2.7. Эстетическое воспитание
Цель эстетического воспитания - способствовать становлению у ребёнка
ценностного отношения к красоте.
Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания
и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и
развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения,
опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
1.4. Целевые ориентиры воспитания п. 29.2.3. ФОП ДО
Деятельность педагогических работников нацелена на перспективу становления
личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде
целевых ориентиров как обобщенные «портреты»ребёнка к концу раннего и дошкольного
возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
1.4.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к 3 годам)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
№

Направление

Ценности

Целевые ориентиры

п/п
воспитания
1 Патриотическо
е
2 Духовнонравственное

Родина, природа
Жизнь,
милосердие, добро
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

3

Социальное

4

Познавательное Познание

5

Физическое и Здоровье, жизнь
оздоровительно
е

6

Трудовое

Труд

7

Эстетическое

Культура и красота

Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое
«хорошо»и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий позицию«Я сам!».
Способный
к
самостоятельным
(свободным)
активным
действиям
в
общении
Проявляющий интерес к окружающему
миру.
Любознательный, активный в поведении
и деятельности
Понимающий
ценность
жизни
и
здоровья, владеющий основными способами
укрепления здоровья - физическая культура,
закаливание, утренняя гимнастика, личная
гигиена, безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям
и
подвижным
играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества
Поддерживающий
элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в
доступных трудовых действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности
в
самообслуживании, в быту, в игровой и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный
труд, детский дизайн и другое)
Проявляющий
эмоциональную
отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной,
декоративнооформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое)

1.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
№
Направления
п/п
воспитания
1 Патриотическо
е

Ценности
Родина, природа

2

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

3

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

4

Познавательное Познание

5

Физическое и
оздоровительно
е

Здоровье, жизнь

Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей стране России,
испытывающий
чувство
привязанности к родному дому, семье,
близким людям
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества,
правдивый,
искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным
к чужому горю, проявлять заботу.
Самостоятельно различающий основные
отрицательные
и
положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора
Проявляющий ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов
и дел
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в т.ч. творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной, игровой, коммуникативной
и продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира
на основе традиционных ценностей
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий
основными
способами
укрепления здоровья - занятия физической
культурой,
закаливание,
утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного
поведения
и
другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим

6

Трудовое

7

Эстетическое

упражнениям
и
подвижным
играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий
потребность
в
двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых
видах спорта и активного отдыха
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям
труда, результатам их деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности
Культура и красота
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного
в продуктивных видах деятельности
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Рабочей Программы воспитания (п.29.3 ФОП ДО)
2.1. Уклад ДОО
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности
детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного
образования.
Уклад ДОО - это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад ДОО задает и удерживает ценности воспитания для всех участников
образовательных отношений: руководителей ОО, воспитателей и специалистов,
вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей),
субъектов социокультурного окружения ОО.
Основные характеристики уклада ДОО
Цель и смысл деятельности ДОО, её миссия- разностороннее развитие ребёнка в
период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на
основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
Принципы жизни и воспитания в ДОО
Принципы жизни и воспитания в ДОО соответствуют основным принципам
дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество ДОО с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Образ ДОУ, её особенности, символика, внешний имидж.
Имидж Петряксинского детского сада - эмоционально окрашенный образ
образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий
целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое
влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического комфорта
и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. ДОУ
предоставляет возможность развиваться разносторонне, а взрослым – проявить себя
профессионально.
Работая в инновационном режиме, наше учреждение постепенно сформировало свой
фирменный стиль дошкольного учреждения:
Сотрудники ДОУ
Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о
ДОУ в целом. Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же
время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал –
объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая
улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за свое учреждение и
воспитанников.
От имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного
авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с
ним или учреждением.
Социум
Представления общественности о роли ДОУ в культурной и социальной жизни
села.
Деятельность ДОУ освещается на официальном сайте ДОУ, в социальной сети Вконтакте,
концертах воспитанников ДОУ.
Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.
Ведется активная работа со школой,
библиотекой, музеем, учреждением
здравоохранения.
Визуальное восприятие (символика)
Эмблемой детского сада является стилизованное изображение:
Радуга
Девиз / Речевка – «Мы как радуги цвета неразлучны никогда!»
Флаг – прямоугольное полотнище с изображением эмблемы детского сада.
Работа направлена на создание уюта в помещениях. Цветовая гамма покраски стен
соответствует настроению радости. В основе разработки интерьера детского сада
реализуются принципы комплексного подхода: многофункциональность помещений,
рациональность использования пространства, взаимосвязь цветовой отделки и освещения.
Для организации работы с детьми имеются как учебные островки в каждой группе,
так и специально организованные помещения.
Внешний положительный корпоративный имидж – согласованность всех элементов
деятельности ДОУ, передающая основную идею, вызывает благоприятный отклик,
который увеличивает степень доверия окружения.
Деловая активность
Участие работников, воспитанников в различного рода конкурсах и мероприятиях.
Проектная деятельность.
Распространение передового педагогического опыта.

Контроль в учреждении имеет целью не только и не столько выявить недостатки, но и
обнаружить то новое, интересное, прогрессивное, что дает высокие результаты.
Стало традицией отмечать высокую работоспособность и профессионализм
сотрудников Грамотами по результатам учебного года и ко Дню дошкольного работника.
Индивидуальность ДОУ проявляется:
1.В сложившемся стабильном, творческом педагогическом коллективе
единомышленников.
2. В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского сада.
3. В традициях детского сада.
4.Уважительном отношении к каждому гостю.
Образ ДОУ, его особенности, символики, внешний имидж, отношения к
воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам
ДОУ, ключевые правила, нормы этикета представлены на странице сайта ДОУ https:/
petryaksy.tvoysadik.ru
Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям),
сотрудникам и партнерам ДОО
Отношение к воспитанникам строятся по следующим правилам:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия*(7);
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Взаимоотношения с родителями строятся на принципе партнерства в интересах
создания максимально благоприятных условий для развития обучающихся.
Взаимоотношения с родителями строятся на принципе сотрудничества для
объединения усилий семьи и ДОО в воспитании ребенка.
Ключевые правила ДОО
Ключевое правило для работников:во всех действиях в отношении детей
первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов
ребенка.
Ключевое правило для родителей: быть ответственными и компетентными
родителями, расширять и активно применять в воспитании детей педагогические,

психологические и медицинские знания.
Ключевое правило для воспитанников: расти и становиться лучше.
Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ
1.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для
всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных
возрастов:
• День рождения детского сада.
• Осенние утренники. Конкурсы совместного детско-родительского
творчества.
• Подготовка к зимним праздникам. Творческие конкурсы в мастерской
Деда Мороза, новогодние утренники.
• Весенние мероприятия и досуги в традициях детского фольклора и народных
праздников.
• Мероприятия ко Дню победы, ко Дню космонавтики, ко Дню России.
2. Детская художественная литература, народное творчество обеспечивают
развитие воспитанников в соответствии с общечеловеческими и национальными
ценностными установками.
3.
В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые
оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую
поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.
4.
В ДОУ создана система методического сопровождения педагогических
инициатив семьи.
5.
Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников
к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края является музейная комната
ДОУ, виртуальные экскурсии, которые систематически организуются в подготовительной
группе дошкольного учреждения.
6.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это
необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Педагог должен соблюдать
кодекс нормы профессиональной этики и поведения.
Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО
(учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности)
Социокультурный контекст и внешняя среда ДОУ состоят в том, что детский сад
осуществляет свою деятельность в условиях сельского населенного пункта с его
типичными характеристиками:
относительно размеренный темп жизни;
культурные традиции, связанные с отдаленным прошлым и недавней историей;
тесные социальные контакты людей;
преобладание семей со средним или ниже среднего уровнем доходов;
различный уровень образования людей, их культурных запросов и интересов;
поглощённость взрослых повседневными делами и заботами;
в семьях, как правило, 1-2 ребенка;
многие дети растут в неполных семьях.
По национальному составу большинство населения составляют татары.А также
есть русские ,чуваши. Татарский язык, является основным. Также говорят и на русском и
чушском языке.представители других национальностей и этнических групп.
Преобладающее вероисповедание – мусульманское.
В развитии и воспитании детей большинство семей ориентируется на
традиционные ценности и представления. Вместе с тем, выбор методов и форм
воспитания в семье часто стихиен и не всегда осознается родителями. В этой связи,
многие родители нуждаются в психолого-педагогических, гигиенических и медицинских

знаниях.
Как правило, родители готовы к сотрудничеству с воспитателями. Часть семей
приводит детей в детский сад, имея свои запросы и ожидания.
Детский сад учитывает названные особенности социокультурного окружения ДОУ
в работе непосредственно как с детьми, так и с их родителями (законными
представителями).
2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда ДОО – это пространство, в рамках которого происходит
процесс воспитания.
Состав воспитывающей среда ДОО
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих
возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к
традиционным ценностям российского общества.
Воспитывающая среда ДОО направлена на создание следующих групп условий:
- условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
окружающему миру, другим людям, себе;
- условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества;
- условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
2.3. Общности образовательной организации
Общность- это системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели
совместной деятельности.
В ДОО существуют следующие общности:
педагог - дети,
родители (законные представители) - ребёнок (дети),
педагог - родители (законные представители).
Ценности и цели общностей ДОО
Ценности и цели профессиональной общности
Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между
педагогическими работниками, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками ДОО.
Участники профессиональной общности разделяют те ценности, которые заложены
в основу Программы.
Основой эффективности профессиональной общности является рефлексия
собственной профессиональной деятельности.
Педагогические работники и другие сотрудники ДОО ориентированы на то, чтобы:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;

- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Ценности и цели профессионально-родительской общности
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности,
цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача профессионально-родительской общности - объединение усилий по
воспитанию ребенка в семье и в ДОО, поскольку зачастую поведение ребенка дома и в
ДОО сильно различается.
Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка будет
способствовать созданию условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
Ценности и цели детско-взрослой общности
Детско-взрослая общность характеризуется содействием друг другу, сотворчеством
и сопереживанием, взаимопониманием и взаимным уважением, отношением к ребенку как
к полноправному человеку, наличием общих симпатий, ценностей и смыслов у всех
участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей
Достижение общей цели воспитания - личностное развитие каждого ребёнка с
учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества - возможно только при условии
эффективной деятельности всех общностей.
Особенности организации всех общностей определяются системой взаимосвязей их
участников.
В центре воспитательного процесса находится ребенок, который по мере взросления
занимает субъектную позицию.
Деятельность профессиональной общности обеспечивает создание необходимых
психолого-педагогических условий реализации программы воспитания.
Деятельность
профессионально-родительской
общности
способствует
формированию единого подхода к воспитанию детей в семье и ДОО.
Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей
Организация деятельности детской общности – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. В процессе общения ребенок приобретает
способы общественного поведения, под руководством педагога учится умению дружно
жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство
приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает
понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить
с желаниями других.
В процессе воспитания у детей формируются и развиваются навыки и привычки
поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими
людьми и его успешность в том или ином сообществе.

Педагогическое воздействие направляется на придание детским взаимоотношениям
духа доброжелательности, развития у детей стремления и умения помогать как старшим,
так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с
младшими детьми.
Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам,
нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и
образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования .
2.4. Задачи воспитания в образовательных областях
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.
№
Образовательная область
Направление воспитания
п/п
1
Социально-коммуникативное
Патриотическое, духовно-нравственное,
развитие
социальное, трудовое
2
Познавательное развитие
Познавательное,патриотическое
3
Речевое развитие
Социальное, эстетическое
4
Художественно-эстетическое
Эстетическое
развитие
5
Физическое развитие
Физическое, оздоровительное
2.4.1. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»направлено на приобщение детей к ценностям
«Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба»,
«Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
- воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей
стране;
- воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России;
- содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о
добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
- воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной
личностной позиции.
- создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам
своего труда и труда других людей.

2.4.2. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие»направлено на приобщение детей к ценностям «Человек»,
«Семья», «Познание», «Родина»и «Природа».
Это предполагает:
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования
для человека, общества, страны;
- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям
родной страны, к культурному наследию народов России;
- воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу,
гербу, гимну);
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края,
родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
2.4.3. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое
развитие»направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота».
Это предполагает:
- владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила
и нормы культурного поведения;
- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту
языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
2.4.4. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»направлено на приобщение детей к
ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа».
Это предполагает:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к
различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового,
социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в
соответствии с возрастными особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота»,
«Природа», «Культура»;
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой
самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
2.4.5. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Физическое развитие»направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь»,
«Здоровье».
Это предполагает:
- формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и
физической культуре;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни,
интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к
овладению гигиеническим нормам и правилами;
- воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых
качеств.
2.5. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.5.1. Патриотическое воспитание

Ценности:Родина, природа.
Цель патриотического воспитания:воспитание в ребенке нравственных качеств,
чувства любви, интереса к России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения
принадлежности к своему народу.
Задачи:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Содержание деятельности
Воспитательная работа по патриотическому воспитанию связана со структурой
самого понятия «патриотизм».
Ее содержание определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.
Виды и формы деятельности:
- ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
- организация экскурсий, походов, смотров, соревнований, праздников, викторин,
выставок и пр.;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека;
2.5.2. Духовно-нравственное воспитание
Цельдуховно-нравственного воспитания - формирование способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному
поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
Содержание деятельности
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков.

Виды и формы деятельности:
- ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
- организация экскурсий, походов, смотров, соревнований, праздников, викторин,
выставок и пр.;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека;
2.5.3. Социальное воспитание
Ценности:семья, дружба, человек и сотрудничество.
Цель социального воспитания дошкольника: формирование его ценностного
отношения к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для
реализации в обществе.
Задачи:
- формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы;
- анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях;
- формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила;
- развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
Содержание деятельности
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи,
группы.
Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в
детско-взрослых и детских общностях.
Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире
профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки
к обучению в школе как важному шагу взросления.
Формы и виды деятельности:
- организация сюжетно-ролевых игр (в семью, в команду и т.п.), игр с правилами,
традиционных народных игр и пр.;
- проведение праздников, конкурсов, выставок и пр.;
- разработка и реализация проектов;
- воспитание у детей навыков поведения в обществе;
- обучение детей сотрудничеству, использование групповых форм в продуктивных
видах деятельности;
- обучение детей анализу поступков и чувств – своих и других людей;
- организация коллективных проектов заботы и помощи;
- создание доброжелательного психологического климата в детском коллективе;
- использование возможностей социокультурной среды для достижения целей
воспитания;

2.5.4. Познавательное воспитание
Ценность:знания.
Цель познавательного направления воспитания: формирование ценности познания.
Задачи:
- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Cодержание деятельности
Содержание познавательного направления воспитания направлено на формирование
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Виды и формы деятельности:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию;
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования;
2.5.5. Физическое и оздоровительное воспитание
Ценность: здоровье.
Цель физического и оздоровительного воспитания:сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания
обучающихся с ОВЗ (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье
формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для
гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней
среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры,
здоровья и безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
- организация подвижных, спортивных игр, в т.ч. традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-педагогических работников проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ДОО.
Задачи формирования у культурно-гигиенических навыков:
- формирование у ребенка навыков поведения во время приема пищи;
- формирование у ребенка с представлений о ценности здоровья, красоте и чистоте
тела;
- формирование у ребенка привычки следить за своим внешним видом;
- включение информации о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Направления деятельности воспитателя

Воспитатель должен формировать у дошкольников с понимание того, что чистота
лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и
социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка с в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они
становятся для него привычкой.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна
вестись в тесном контакте с семьей.
2.5.6. Трудовое воспитание
Ценность:труд.
Цель трудового воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбия, а также их приобщение к труду.
Задачи:
- ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду;
- познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и
природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда
самих детей;
- формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание у них навыков организации своей работы, формирование элементарных
навыков планирования;
- формирование у детей привычки трудового усилия (привычки к доступному
дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи).
Содержание деятельности
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в
труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье,
должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей
определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его
нравственной стороны.
Формы и виды деятельности:
- демонстрация и объяснение детям необходимости постоянного труда в
повседневной жизни;
- воспитание у детей бережливости (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, педагогов, сверстников);
- предоставление детям самостоятельности в выполнении работы, воспитание
ответственности за собственные действия;
- воспитание у детей стремления к полезной деятельности, демонстрация
собственного трудолюбия и занятости;
- формирование общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям;
- приобретение материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов
(в т.ч. развивающих компьютерных игр) и средств воспитания детей дошкольного
возраста;
- организация экскурсий для знакомства с различными профессиями;
- проведение конкурсов, выставок на тему труда;
- подготовка и реализации проектов;
- задействование потенциала режимных моментов в трудовом воспитания детей;
2.5.7. Эстетическое воспитание
Ценности:культура икрасота.

Цель этико-эстетического направления воспитания: формирование ценностного
отношения детей к культуре и красоте, формирование у них эстетического вкуса, развитие
стремления создавать прекрасное.
Задачи:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее влиянии
на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Содержание деятельности
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство
– уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является
делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре
поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО;
умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно
выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место,
аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Виды и формы деятельности:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь организации;
- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания;
- воспитание культуры поведения.

2.6. Формы совместной деятельности в ДОО
2.6.1. Деятельности и культурные практики вДОУ (п.29.3.5 ФОП ДО)
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО.
В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные
виды деятельности и культурные практики:
- предметно-целевая
(виды
деятельности,
организуемые
педагогическим
работником, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой
деятельности, способы ее реализации совместно с родителям (законным представителям);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от педагогического
работника, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный
опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
2.6.2. Работа с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста
строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОО.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и
родителей (законных представителей):
Виды и формы деятельности:
- деятельность Родительского комитета и Попечительского совета, участвующих в
управлении образовательной организацией и в решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
- проведение родительских конференций, собраний, круглых столов для родителей
по вопросам воспитания;
- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для
получения представления об образовательном процессе в ДОО;
- размещение на официальном сайте ДОО информации для родителей по вопросам
воспитания;
- проведение консультаций специалистов для родителей по вопросам воспитания;
- привлечение родителей к участию в проектах (вместе с детьми), конкурсах,
соревнованиях, спектаклях, праздниках и др.;
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения
социальной ситуации развития ребенка работа с родителям (законным представителям)
обучающихся дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляет основу уклада ДОО в котором строится
воспитательная работа.
2.6.3. События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность
взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или
иной ценности.

Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это помогает каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с
подгруппами детей, с каждым ребёнком.
События ДОО включают:(раскрыть, можно указать названия и др.)
- проекты воспитательной направленности;
- праздники;
- общие дела;
- ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
- режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
- свободную игру;
- свободную деятельность детей;
2.6.4. Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению ООП ДО, в
рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего
времени пребывания ребёнка в ДОО.
Основными видами организации совместной деятельности в образовательных
ситуациях в ДОО можно отнести:
- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
- разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки;
- рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
- организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детских поделок и тому подобное),
- экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
- демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт,
похвала, поощряющий взгляд),
2.7. Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе.
Предметно-пространственная
среда
содержит
следующие
компоненты,
способствующие повышению ее воспитательного потенциала:
- знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО;
- компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;
- компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность;

- компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности;
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту
знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа;
Развитие ППС ДОО - управляемый процесс, направленный на то, чтобы среда была
гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС приоритет отводится продукции
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют
документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
2.8. Социальное партнерство (п.29.3.7 ФОП ДО)
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники,
торжественные мероприятия и тому подобное);
- участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
- проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и
акций воспитательной направленности;
- реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.
. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ (п.29.4. ФОП ДО)
3.1. Кадровое обеспечение рабочей программы воспитания
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического
процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических
действий, как:
постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;
создание условий для принятия задач деятельности коллективом и
отдельными воспитанниками;
применение отобранных методов, средств и приемов осуществления
педагогического процесса;
обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и
создание условий для его эффективного протекания;
использование необходимых приемов стимулирования активности
обучающихся;
установление обратной связи и своевременная корректировка хода
педагогического процесса.
Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она
не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с
помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других
видов деятельности (учебной, трудовой).

Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога всегда
подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее эффективности можно судить и
по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность
обучающихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы
дошкольников. Однако основной продукт воспитательной деятельности всегда носит
психологический характер. Деятельность педагога-психолога, как и любая другая,
строится на основе переработки поступающей информации.
Важнейшей является психологическая информация о свойствах и состояниях
коллектива и его отдельных членов. Отсюда воспитательная деятельность представляет
собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического
воздействия и взаимодействия. Основным признаком эффективного педагогического
взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие
личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с
окружающим социумом, природой, самим собой.
При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал
основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в
разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям,
деятельность, направленную на:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма;
- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- готовности к осознанному выбору профессии;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе,
людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной
культуры, активной жизненной позиции.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса
организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью
обеспечения оптимального развития личности ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога
осуществляется в процессе ее проектирования и организации.

Наименование должности (в соответствии
со штатным расписанием ОО)
Заведующий детским садом

Функционал, связанный с организацией и
реализацией воспитательного процесса
- управляет воспитательной
деятельностью на уровне
ДОУ;
- создает условия, позволяющие
педагогическому составу
реализовать воспитательную
деятельность;
- проводит анализ итогов
воспитательной деятельности в ДОУ

за учебный год;
планирует воспитательную
деятельность в ДОУ на учебный год,
включая календарный план
воспитательной работы на учебный
год;
- регулирование воспитательной
деятельности в ДОУ;
контроль за исполнением управленческих
решений по воспитательной деятельности в
ДОУ (в том числе осуществляется через
мониторинг качества организации
воспитательной деятельности в ДОУ)
- обеспечивает занятие обучающихся
Воспитатель
творчеством, медиа, физической
Музыкальный руководитель
культурой;
- формирование у обучающихся
активной гражданской позиции,
сохранение и приумножение
нравственных, культурных и
научных ценностей в условиях
современной жизни, сохранение
традиций
ДОУ;
- организация работы по
формированию общейкультуры
будущего школьника;
- внедрение здорового образа жизни;
- внедрение в практику
воспитательной деятельности
научных достижений, новых
технологий образовательного
процесса;
- организация участия обучающихся в
мероприятиях, проводимых районными,
городскими и другими структурами в
рамках воспитательной деятельности.
- совместно с воспитателем
Помощник воспитателя
обеспечивает занятие обучающихся
творчеством, трудовой
деятельностью;
- участвует в организации работы по
формированию общей культуры
будущего школьника.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение рабочей программы воспитания
Нормативное обеспечение программы
-

Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации Программы воспитания в ДОУ включает:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-Ф3 “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования, приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013 г., (ФГОС ДО).
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25.11.2022 г.
- Должностные инструкции работников, содержащие обязанности по
осуществлению воспитательной деятельности.
- Распорядительные акты учреждению по планированию и осуществлению
воспитательной работы и проведению отдельных мероприятий,
- Распорядительные акты учреждения по организации внутренней системы оценка
качества образования (обучения и воспитания).
- Положение об оплате труда, предусматривающее выплаты стимулирующего
характера по показателям оценки деятельности по обучению и воспитанию.
Образовательная
программа
дошкольного
образования
МБДОУ
Петряксинский детский сад Пильнинского муниципального района Нижегородской
области;
План работы на учебный год;
Календарный учебный график;
Рабочая программа воспитания ДОУ;
Должностные инструкции специалистов в ДОУ;
Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ
(штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную
деятельность в ДОУ).
Ссылки на локальные нормативные акты: https://petryaksy.tvoysadik.ru/sveden/document.
3.3. Условия работы с особыми категориями детей п.29.4.3 ФОП ДО
Обязательная часть
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия
(отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные ценности
российского общества.
Однако, инклюзия подразумевает готовность образовательной системыпринять
любого ребенка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить
ему оптимальную социальную ситуацию развития (п. 29.4.3.1. ФОП ДО) Программа
предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых
ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) осуществляется взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких
ситуаций, в которых каждому ребёнку с ООП предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её
реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) используется игра как важнейший фактор воспитания и развития ребёнка с ООП с
учётом необходимости развития личности ребёнка, создаются условия для
самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) задействуются ресурсы воспитывающей среды, способствующей личностному
развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) обеспечивается физическая и интеллектуальная доступность воспитательных
мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с
учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка;

5) осуществляется взаимодействие с семьей как необходимое условие для
полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с ООП; (п.29.4.3.2. ФОП ДО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».